+7 (7172) 611 412 Заказать звонок

Телефон доверия: +7 (7172) 604 070

По проблемным вопросам ЖД перевозок: +7 771 697 83 55

Страны объединяют усилия для развития перевозок по Шелковому пути

Транскаспийский между­народный транспортный маршрут (ТМТМ), пролегающий из Китая через Казахстан, Каспийское мо­ре, Азербайджан, Грузию, Турцию, далее в Европу, исторически является торговым маршрутом Великого шелкового пути. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники культуры - караван-сараи, древние города, где останавливались торговые караваны из Китая.

О новых возможностях ТМТМ шла речь на презентации маршрута в Шанхае. Страны - участники Транскаспий­ского международного транспортного маршрута - Казахстан, Азербайджан, Китай, Грузия, Украина, Турция, Румыния - за последние годы проделали большую работу по созданию коммерческих преимуществ маршрута. При этом преследовалась цель повышения транзитного потенциала и экономического развития стран Каспийского региона.

В настоящее время грузы в организованных контейнерных поездах от восточного Китая до Турции по конкурентной цене могут доставляться за 14-15 дней. По другим же маршрутам эти сроки гораздо длиннее.

Эксперты оценивают рост товарооборота в регионе Транскаспийского маршрута с 646 до 922 млрд долларов к 2020 году. Грузовой потенциал превышает 300 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте. На сегодняшний день пропускная способность маршрута ТМТМ составляет свыше 30 млн тонн грузов.

Сегодня страны ТМТМ активно инвестируют в модернизацию и строительство новой транспортно-логистической инфраструктуры на коридоре. Так, совместный казахстанско-китайский терминал в порту Ляньюнган стал одной из отправных точек консолидации грузопотока Китая, стран Юго-Восточной Азии в скоростные контейнерные поезда по маршруту ТМТМ. В Казахстане построена новая железнодорожная линия Жезказган - Бейнеу, которая сократит расстояние по маршруту ТМТМ почти на 1000 км. На границе Казахстана и Китая строятся объекты СЭЗ "Хоргос - Восточные ворота", ориентированной на дистрибуцию по регионам Евразии на маршруты ТМТМ.

В акватории Каспийского моря увеличены пропускные способности и расширена технологическая линейка логистических операций с контейнерами. Расширяется порт Актау, строится паромный комплекс в порту Курык.

Прямой выход железнодорожных составов к Стамбулу и по грузовому тоннелю Мармара к системе коридоров Европы обеспечит новая железнодорожная линия Баку (Азербайджан) - Ахалкалаки (Грузия) - Карс (Турция). Ее строительство близится к завершению.

В 2014 году был создан Координационный комитет по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута. В него вошли ЗАО "Азербайджанские железные дороги", АО "Грузинская железная дорога", АО "НК "Казахстан темiр жолы", Турецкие государственные железные дороги, ЗАО "Азербайджанское Каспийское морское пароходство", АО "НК "Актауский международный морской торговый порт", ООО "Батумский морской порт", ЗАО "Бакинский международный морской торговый порт" и компания Minsheng Logistics Co., Ltd, выступающая от имени правительства города Чунцин (КНР). Комитет уже проделал большую работу.

Это касается выстраивания эффективной тарифной политики, внедрения единой технологии перевозки грузов, создания совместного интегрированного логистического продукта Nomad Express, запуска первых контейнерных поездов.

Создана также логистическая платформа - Международный транскаспийский транспортный консорциум, в который вошли дочерние организации железных дорог - логистические операторы. От казахстан­ской стороны это АО "KTZ Express", от азербайджанской - ООО "ADY Express", от грузинской - ООО "Транс Кавкасус Терминал" и дочернее предприятие Каспийского морского пароходства - ООО "ACSC Logistics". Филиальная и агентская сеть Консорциума находятся в Китае, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Украине, Турции, Румынии.

Деятельность консорциума направлена на обеспечение бесперебойных и безопасных перевозок грузов между странами - участницами проекта ТМТМ, продажу транспортно-логистического сервиса на маршруте, формирование единой политики ценообразования и применение конкурентоспособных ставок на Транскаспий­ском маршруте.

Активы и компетенции консорциума позволяют предоставлять пользователям полный спектр услуг по обработке грузов как в процессе перевозки, так и в местах переработки грузопотоков. Так, терминально-складские мощности консорциума общей площадью порядка 2 миллионов кв. метров позволяют осуществлять обработку грузов в семи портах, начиная с казахстанско-китайского логистического терминала в порту Ляньюнган и далее в портах Актау и Курык в Казахстане, Баку и Алят - в Азербайджане, Батуми в Грузии и Хайдарпаша в Турции.

Кроме того, в пользовании Транскаспийкого консорциума находятся железные дороги и подъездные пути трех стран общей протяженностью более 5 тысяч км, подвижной состав численностью более 70 тысяч единиц, 8 тысяч из которых непосредственно вовлечены в перевозочный процесс на маршруте ТМТМ. Паромный и сухогрузный флот консорциума составляет 20 единиц, курсирующих в Каспийском и Черном морях.

Вице-президент АО "НК "Казахстан темір жолы" Канат Алпысбаев считает, что "одним из преимуществ данного маршрута является наличие на казахстанско-китай­ской границе двух погранпереходов: Достык - Алашанькоу и Алтынколь - Хоргос. Там производятся перегруз, оформление и обработка грузов в сухом порту СЭЗ "Хоргос - Восточные ворота". Это значительно сокращает время осуществления приграничных операций и повышает скорость следования контейнерных поездов только по территории Казахстана до 1200 км в сутки".

Одним из плюсов является возможность формировать контейнерные поезда на действующем терминале в порту Ляньюнган. Так, в прошлом году успешно организован демонстрационный контейнерный поезд из порта в направлении Стамбула (Турция). Терминал готов обеспечить полный цикл логистических услуг, в том числе погрузку и выгрузку контейнеров и грузов, крепление и складирование грузов, таможенное оформление и прочие транспортно-экспедиторские услуги.

Далее на пути следования также обеспечиваются все необходимые логистические услуги и приграничное оформление перевозок. Центром консолидации и дистрибуции грузов с формированием контейнерных поездов для дальнейшей отправки на рынки России, Европы, Китая, Центральной Азии, Турции и стран Персидского залива уже сегодня называют сухой порт СЭЗ "Хоргос - Восточные ворота".

Важной составляющей маршрута становятся региональные транспортно-логистические центры (ТЛЦ) класса А. Готов к операционной деятельности ТЛЦ в Астане, планируется открыть такие центры в Шымкенте, Актау, Актобе, Атырау, Костанае, Павлодаре, Уральске, Семее.

Северное расширение Актауского морского порта увеличит пропускную способность для сухих, контейнерных и зерновых грузов в направлении Ирана, Персидского залива и Кавказского региона. Строительство же паромного комплекса в порту Курык значительно повысит экспортный потенциал в западном направлении через Каспийское побережье с выходом железнодорожного транспорта на Кавказ и в перспективе на Турцию.

Значимость Транскаспийского международного транспортного маршрута в обеспечении роста торговли и перевозок в Каспийском регионе подтверждается реализацией программы "Нурлы жол" и китайской инициативы "Экономический пояс Шелкового пути".

Источник: Central Asia Monitor

http://camonitor.kz/23865-strany-obedinyayut-usiliya-dlya-razvitiya-perevozok-po-shelkovomu-puti.html

 

Поделиться